Как понимать современное искусство?
и как оно связано со способностью получать удовольствие от жизни?
Произведение искусства появляется не тогда, когда его создают как материальный предмет, а когда оно обрастает множественным восприятием со стороны зрителей.
Большое преимущество современного искусства в том, что его можно свободно критиковать, поскольку оно еще не стало классикой, т.е. пока история и искусствоведы не сформировали стереотипы его восприятия (признаваться в нелюбви к классике часто считается неприличным).
Как получить максимум удовольствия от современного искусства?
- выслушивать другое мнение, но формировать свое. Нет критерия истинности в мнении искусствоведа относительно художественной ценности работы или в оценке рыночной стоимости (кроме случая, если вы профессионально занимаетесь инвестициями в искусство).
- воспринимать произведения искусства в стиле «интересно — неинтересно», а не по оценке «хорошо-плохо», поскольку «хорошо-плохо» обращено конкретно на изучаемый объект и цементирует накопленный опыт восприятия, а «интересно-неинтересно» обращено на зрителя, позволяя расширить представление о себе самом.
- не пренебрегайте неизвестными авторами: каждый когда-то был неизвестным. В то же время не стоит считать, что если художник добился известности, то все его работы автоматически признаются выдающимся. Лучше всего подходить к каждому произведению индивидуально.
- отрицательное мнение лучше никакого мнения. Противопоставление себя тому, что мы не считаем своим — формирует личность быстрее, чем покорную готовность признать и слиться с чем попало.
Через современное искусство можно научиться раскрывать новые грани себя, а личные ассоциации могут дать толчок новым мыслям, идеям, спектру эмоций.
Готовность свободно высказываться предполагает аналогичное право у других. О степени внутренней свободы человека можно судить по его поведению на выставке: одни люди даже будучи вообще не осведомленными в сфере искусства смело рассуждают о том, что им нравится или не нравится и почему.
Другие, подавленные внушенной мыслью о своей неподготовленности, избегают высказываний, предпочитают ходить в группах и комфортнее чувствуют себя в кафе. В этом нет ничего плохого, кроме сниженной способности получать удовольствие от жизни в целом.
Совершенно не стыдно признаться себе и другим в том, что мол я мало разбираюсь в искусстве (на то есть разные причины, может быть человек всю жизнь работал как папа Карло и просто времени не было на такие вещи). Само слово «разбираться» плохо склеивается с понятием «искусства» и больше кренится к логике, стремлению заслужить чью-то оценку (возможно даже от внутреннего критика), а не к эмоциональному восприятию предмета и себя, в котором вообще не нужно ничего заслуживать. Этому в том числе и учит искусство.